ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Ресурсный центр направления: ФГБОУ ВО Государственный академический университет гуманитарных наук

Уважаемые коллеги!

В 2019/ 2020 году ресурсный центр предлагает московским школьникам  представить исследовательские / проектные работы по следующим секциям:

- История

- Философия и науки об обществе

- Филология

- Право 

 


Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) уже 25 лет готовит молодых специалистов на базе институтов Российской академии наук. Востоковедение, международные отношения, юриспруденция, философия, история - и это лишь небольшая часть направлений подготовки Университета. 

Основное отличие ГАУГН от других вузов России — постоянное присутствие академической науки в университетском образовании, что дает возможность учащимся с 1 курса погрузиться в академический мир, слушать лекции ведущих российских ученых с мировыми именами и самим участвовать в научных мероприятиях и проектах.


Актуальность и возможность развития данного направления обусловлены формированием у обучающихся базы фундаментальных и прикладных знаний в области языкознания, истории, философии и права.

Секции

Секция традиционно включает: обработка и анализ результатов археологических и краеведческих экспедиций, в которых принимали участие школьники;
изучение исторических источников, недавно введенных в научных оборот (мемуаров, дневников, следственных дел, видеоматериалов) или на данный момент опубликованных, но недостаточно изученных; использование цифровых технологий при анализе исторических источников (контент-анализ и др.); самостоятельный историографический анализ актуальных проблем отечественной и всеобщей истории;
микроистория – изучение истории малых территорий и групп (городок, деревня, отдельная семья) прошлого с целью изучения повседневной жизни и ментальности «обыкновенного человека»; изучение (в т.ч. каталогизация) коллекций и музейных фондов.
Работа секции строится вокруг задачи интеграции научного знания о культуре. Преимущественно это междисциплинарные работы на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики. Работы, относящиеся к предметам «Искусство», «Технология» принимаются на конкурс но конечный итог работы не предполагает оценки художественных достоинств произведения и качества технологии производства.
Работы предполагают использование методов научного анализа для оригинального и/или качественного языкового материала. Это может быть самостоятельно собранная диалектная речь или устная речь современников, вывески, диалоги на форумах или в чатах, избранный художественный текст и многое другое. Но это может быть также открытая база данных (например, Национальный корпус русского языка).
Отдельное направление исследований, где школьник может многого достичь, - это переводоведение: сопоставление переводов, выявление переводческих стратегий. С переводами может быть связан и проект в области языка - в том случае, если самостоятельно сделанный перевод является основным результатом работы и решает обнаруженную автором проблему. Кроме того, возможны проекты по созданию словарей, баз данных и даже мероприятий, так или иначе связанных с языком."
Предложенный перечень направлений работы не столько приоритетен по номенклатуре, сколько в большей вероятностью позволит учащемуся точнее и полноценнее понять принципы исследования и проектирования в области литературы. Мы рекомендуем: исследования межпредметного характера, (география места действия литературных событий, соотвествие событийной канвы произведения реальному историческому процессу и т.п.; исследования неочевидных особенностей текстов, творчества автора, направления и т.п. ; исследования социальных и страноведческих аспектов литературных произведений и процессов; исследование конкретных объектов (места проживания, дома, квартиры) на произведение, при условии личного посещения данных объектов. Проектные работы в области литературы рекомендуется делать исключительно на базе собственного опыта. Так, успешным чаще всего является проектирование интерактивных карт литературных событий, сделанных на базе личного присутствия в описываемом пространстве. Также успешными могут являться проработки литературных экскурсий, созданных на базе личных впечатлений от соотнесения текста и посещённых мест, с вязанных с данным текстом (в отличие от общеизвестных «мест Толстого», «мест Пушкина»). Несмотря на то, что хорошее знание чужого исследовательского опыта несомненно положительно сказывается на качестве работы, он может быть использован только как вспомогательный материал, то есть работа не должна иметь реферативный характер.

Информация будет дополняться.

© 2016 - 2019, ГБОУ Гимназия №1505 при поддержке Департамента Образования города Москвы и Центра Педагогического Мастерства